Будапештский Музыкальный Центр
Art1st Design Studio
Будапешт, Венгрия

Будапештский Музыкальный Центр
Art1st Design Studio
Будапешт, Венгрия

Art1st Design Studio

Здание Будапештского Музыкального Центра (BMC), уникальное с архитектурной и культурной точек зрения, открыло свои двери для посетителей весной 2013 года. Это стало воплощением 30- летней мечты музыканта Ласло Гёза (László Gőz) – тромбониста и преподавателя музыки, ставшего 17 лет назад основателем и Генеральным директором BMC ltd. С 1996 года компания занимается поддержкой классической, джазовой и современной музыки.

От музыканта - музыкантам

Деятельность BMC чрезвычайно многообразна: создание Национальной Венгерской Музыкальной Базы Данных и Библиотеки, работа в качестве звукозаписывающей компании, а также организация мероприятий. Постоянно растущий фонд Музыкальной Библиотеки насчитывает более 10 000 экземпляров и содержит актуальную информацию обо всех значимых венгерских композиторах и их произведениях.

Здание Музыкального Центра располагается в развивающемся культурном районе Будапешта. Проект его реконструкции был разработан в ArchiCAD компанией Art1st Design Studio Kft. Хотя большая часть помещений Центра открыта для всех посетителей, в каждом уголке этого 120- летнего здания, реконструированного на частные пожертвования, чувствуется, что БМЦ был создан музыкантом для музыкантов. Объект реконструкции представлял собой жилой дом с расположенными на пером этаже магазинами, возведенный в 1890 году в стиле неоклассицизм. Разработка и реализация проекта потребовала почти 10 лет напряженной работы. Эти усилия полностью воплотились в дизайне интерьера, отражающем колоссальные достижения людей, создавших Музыкальный Центр в самый разгар экономического кризиса. Простые, понятные и функциональные проектные решения, содержащие элементы ручной работы, позволили создать красивое, комфортное и уютное здание, несмотря на его немалые размеры и многообразие функций.

Использование ArchiCAD дало возможность снизить стоимость и не нарушить сроки проектирования. Например, существовало более 150 вариантов дверей здания, и автоматически генерируемые спецификации во многом сэкономили время работы архитекторов. Функция ArchiCAD Teamwork стала ключевой в организации совместной работы над проектом. Взаимодействие с заказчиком на ранних этапах проектирования было построено на использовании 3D-моделей, визуализированных в Artlantis, что также облегчило процесс принятия решений.

Внешний вид здания с улицы до реконструкции

Внутренний двор здания до реконструкции

Концертный Зал, Фото © Peter Kis

Внутренний двор здания до реконструкции

Концертный Зал

Отвечая большому количеству направлений деятельности BMC, здание содержит различные помещения и функциональные зоны. Первый этаж почти полностью открыт для публики и включает пространства Джаз-Клуба, ресторана, кофейни и Концертного зала площадью 300 м2. Концертный зал располагается в бывшем внутреннем дворе и соединяется с улицей просторным вестибюлем, занимающим обе стороны здания. Естественное освещение зала осуществляется через два ряда световых фонарей, что сокращает необходимость использования искусственного света и воссоздает атмосферу атриума. Неровная поверхность обнаженной кирпичной кладки стен не только дает интересный визуальный эффект, но и обеспечивает уникальную акустику. Кроме того, это решение позволило свести к минимуму стоимость отделки. Под консолью балкона находятся четыре входа в зал, использующие ранее существовавшие проемы. Криволинейный подъем на стены дубового покрытия пола создает ощущение плывущего корабля.

Концертный Зал, Фото © Peter Kis

Джаз-Клуб, Фото © Peter Kis

Джаз-Клуб

Двухэтажное пространство Джаз-Клуба располагается со стороны улицы. Находящийся в центре атриум дает посетителям возможность наслаждаться музыкой с любого из двух уровней. Перекрытие первого этажа подвешено при помощи шести металлических элементов к находящимся выше балкам. Такое элегантное решение позволило создать имитацию галереи внутреннего двора и в то же время избежать загромождения опорами пространства нижнего уровня.

Дизайн интерьера клуба построен на применении натуральных отделочных материалов. При проектировании ограждающих конструкций Джаз-Клуба, серьезное внимание было уделено его звукоизоляции, что обеспечило возможность использовать эту зону одновременно с Концертным Залом.

Библиотека, Фото © Peter Kis

Библиотека и Студии Звукозаписи

Второй этаж здания стал новым домом для офисов BMC. Здесь также расположились студии звукозаписи, Информационная Музыкальная База Данных, Библиотека и Международной Институт Питера Этвеша (Péter Eötvös). Библиотека, решеная очень просто и функционально, занимает пространство мезонина 7-метровой высоты. Студии звукозаписи, размещенные в заднем крыле, соединены с помещениями первого и второго этажей, с репетиционной комнатой, находящейся в подвале и с концертным залом. Таким образом, записывать музыку можно одновременно в семи различных местах.

Угловой Конференц-зал

В мансарде находятся несколько комнат для студентов, участвующих в семинарах, организуемых Институтом Питера Этвеша. На этом же уровне присутствует самое примечательное помещение здания – Угловой Конференц-зал, предназначенный для проведения небольших мероприятий.

Благодаря своему расположению в углу, образуемом двумя фасадными стенами и скатами крыши, в помещении практически нет взаимно параллельных или перпендикулярных плоскостей. Искажения пространства подчеркиваются дубовой отделкой всех поверхностей.

Угловой Конференц-зал, Фото © Peter Kis

Актовый зал и Терраса, Фото © Peter Kis

Общее решение

Перекрытие Концертного Зала одновременно служит террасой, на которую можно попасть через раздвижные двери Актового Зала, находящегося на мансардном этаже. В отделке интерьеров преобладают черный, белый и серый цвета, а также – натуральный дуб, хорошо сочетающийся с приятными и теплыми на ощупь поверхностями неоштукатуренной кирпичной кладки. В качестве напольного покрытия вестибюля и других основных помещений, доступных для большого количества посетителей, был использован полированный бетон. «Нашей целью было полное преображение функции здания, легко читающееся как в интерьере, так и на фасадах,» — говорит архитектор Даниэль Тороцки (Dániel Taraczky). Простые и элегантные пропорции здания и элементов декора замечательно вписываются в окружающую застройку, что позволило ограничиться лишь реставрацией фасадов. Над венчающим карнизом начинается совершенно иной мир, подчиняющийся символизму современной музыки. Угол, образуемый наружными стенами, фактически отсутствует, открывая путь свозь старые толстые стены к внутреннему пространству здания.

Главный вход несколько утоплен вглубь, образуя крыльцо с нависающими над ним объемами второго этажа и мансарды. Большие остекленные поверхности подчеркивают трансформацию жилого дома в общественное здание и делают угловой вход совершенно прозрачным, создавая атмосферу гостеприимства.

Вход в Концертный Зал из Вестибюля, Фото © Peter Kis

Вид на Вестибюль от входа, Фото © Peter Kis

Вид на угол здания с перекрестка, Фото © Peter Kis

Угол

Металлические панели, образующие угловой элемент, постепенно меняют свой наклон и пропорции по мере перехода от уровня улицы к крыше. Таким образом, обшивка первого этажа плавно трансформируется в защищающие верхние уровни солнцезащитные устройства, через которые в темное время суток пробивается свет окон.

Поэтапное уменьшение прозрачности элементов, формирующих угол здания, подчеркивает более тонкую связь с миром музыки, уединенно владеющим верхними уровнями. Столь явное желание создать акцент именно в этом месте имеет ряд существенных предпосылок.

Дело в том, что это единственная часть здания, просматривающаяся с Будайской стороны Будапешта и игравшая в свое время особую роль в жилом доме до его реконструкции. С находившегося здесь углового балкона, принадлежавшего самой роскошной квартире, открывался вид на Дунай. В результате реконструкции этот акцент был сохранен и преумножен. Для этого главный вход был перенесен с фасада на угол здания, получивший дополнительное развитие при надстройке над ним пространства мансардного этажа. При разработке столь сложного проекта большую роль играли разрезы и сечения, в построении которых архитекторам постоянно приходил на помощь ArchiCAD.

Будущее BMC

László Gőz сделал некоторые распоряжения относительно дальнейшей судьбы здания BMC, запретив в своем завещании изменять его функциональное назначение, трансформировать или продавать его. Будапештский Музыкальный Центр является независимой частной организацией, руководство которой будет меняться не единожды, однако правила, установленные основателем Центра будут уважаться всегда.

Art1st Design Studio

www.art1st.hu
Студия была основана в 1989 году и постепенно превратилась из небольшой фирмы, занимающейся графическим дизайном, в полноценную компанию, предоставляющую разнообразные проектные услуги в Венгрии. В настоящее время в студии работают 25 сотрудников, выполняющих до 250 проектов в год.

О GRAPHISOFT

Компания GRAPHISOFT® в 1984 году совершила BIM революцию, разработав ARCHICAD® — первое в индустрии САПР BIM-решение для архитекторов. GRAPHISOFT продолжает лидировать на рынке архитектурного программного обеспечения, создавая такие инновационные продукты, как BIMcloud™ — первое в мире решение, направленное на организацию совместного BIM-проектирования в режиме реального времени, EcoDesigner™ — первое в мире полностью интегрированное приложение, предназначенное для энергетического моделирования и оценки энергоэффективности зданий и BIMx® — лидирующее мобильное приложение для демонстрации и презентации BIM-моделей. С 2007 года компания GRAPHISOFT входит в состав концерна Nemetschek Group.